В 1909 году в эльзасском городке Мольсхайм, расположенном на границе Франции и Германии, эрудированные мастера миланской семьи Бугатти – сын Этторе при поддержке отца Карло – приобрели завод, чтобы начать производство своих одноименных автомобилей. Созданные и спроектированные как самые быстрые и самые красивые автомобили в мире, призванные конкурировать с Бентли на треке и Роллс-Ройсами в опере, Bugatti получили имя, которое вскоре стало синонимом скорости, красоты и эксклюзивности.

Это положение культивировалось благодаря тщательному и раннему использованию рекламы, маркетинга и рекламных фильмов, в которых рассказывалось о тщательной конструкции автомобилей и их гоночных успехах. Чтобы еще больше впечатлить аристократов и нуворишей, попавших в его демографический прицел, в 1928 году основатель компании Этторе Бугатти приобрел шато середины XIX века, примыкающее к его заводу. Здесь он развлекал инвесторов, устраивал ужины и мероприятия, встречался с клиентами для обсуждения будущих автомобилей и передачи готовых машин. Он даже принимал настойчивые визиты потенциальных покупателей.

“Я слышал историю о том, что однажды потенциальный клиент приехал на такси, потому что его машина не заводилась – было холодно, а у клиента не было отапливаемого гаража”, – говорит Луиджи Галли, специалист по наследию и сертификации марки, который провел для нас экскурсию по замку и его территории, вновь принадлежащей Bugatti с момента возрождения марки в 1998 году в составе VW Group. И Этторе Бугатти не стал продавать этому человеку машину, сказав что-то вроде: “Если у вас нет отапливаемого гаража, возможно, вы не можете позволить себе Bugatti”.

Сейчас Шато выполняет практически те же функции. На его территории проводятся заседания клуба марки и юбилейные торжества. Клиенты встречаются с дизайнерами, чтобы настроить, изменить конфигурацию и принять поставку своих семи- или восьмизначных гиперкаров. Подаются частные обеды и ужины. Однако большая часть фискальной проверки происходит в другом месте. “Мы встречаемся здесь с клиентами, которые связываются с нашими дилерами”, – говорит Галли. “Наши дилеры должны убедиться, что клиент готов”.

Поскольку поездка в Мольсхайм была (и остается) долгой, в прежние времена посетители часто останавливались на ночь в одном из роскошно оформленных номеров замка (члены семьи Бугатти также разрабатывали и производили роскошную мебель). Но теперь все изменилось. В Шато не хватает жилых помещений. На первом этаже находится один бальный зал, в котором размещены исторические экспозиции и экспонаты. На верхних этажах также открыты помещения, где работают отделы продаж, статистического анализа и наследия марки.

Во время нашего эксклюзивного посещения территории мы провели ночь на лужайке перед домом в геодезической пластиковой палатке глэмпинг. Она была обставлена фирменными предметами из коллекции Bugatti Home Collection, включая кашемировые пледы, увесистые кожаные кресла и ароматические свечи, а также предметами явно не из коллекции Bugatti Home Collection, такими как пара портативных кондиционеров, спасающих от удушающей европейской жары, и бутылка французского виски, которую мы стащили из оранжереи после игры в бильярд на бильярдном столе Bugatti-бренда за 300 000 долларов.

Эта временная установка отражает тот факт, что современные клиенты Bugatti не желают или не нуждаются в местном ночлеге. “Наши клиенты заняты, поэтому они либо прилетают на своем самолете в аэропорт Страсбурга, либо сажают свой вертолет на площадке, которую мы оборудовали на месте – это очень шумно, но к этому привыкаешь”, – говорит Галли. Обычно они приезжают около 9:00 утра, их доставляют на территорию, проводят тест-драйв, встречаются с дизайнерами в комнатах для настройки, чтобы определить характеристики автомобиля, а затем им подают обед в одном из отреставрированных исторических зданий. Через четыре-пять часов они уезжают. (Поскольку мы знаем, что вы хотите знать, седаны Porsche Panamera ранее использовались в качестве шаттлов в аэропортах, но недавно их вытеснили внедорожники Cayenne. “У них больше места”, – говорит Галли. Тем не менее, некоторые клиенты из Дубая предпочитают привозить свои собственные микроавтобусы”).

Во время тест-драйва – как это сделали мы, промчавшись по Мольсхайму на черно-карамельном Chiron Super Sport – с клиентами работает профессиональный водитель. Во время нашего знакомства справа от нас сидел Энди Уоллес, гонщик, побеждавший в гонках Ле-Ман, Дайтона и Себринг, и человек, который знаменито разогнал Chiron до скорости более 300 миль в час на закрытой трассе. Хотя люди, покупающие Bugattis, как правило, владеют десятками других экстремальных автомобилей, они все еще могут быть непривычны к вождению автомобиля с запредельной мощностью Chiron, а также к возможности использовать эту мощность на дороге.

“Они выезжают на эти дороги и едут слишком быстро”, – смеясь, сказал Уоллес, когда мы проносились через виноградники, кольцевые развязки и усаженные деревьями аллеи, которыми усеяна местная сельская местность. “А потом, если я выезжаю на трек, они едут слишком медленно”. Мы можем с этим согласиться. Возможности Chiron, которые заставляют 777 на взлете чувствовать себя сравнительно медлительным, не поддаются автомобильной логике.

На территории также находится коллекция наследия Bugatti. Она включает в себя миниатюрный гоночный автомобиль Type 35 классического французского синего цвета, бробдингнагский двухцветный восьмизначный Type 41 (Royale) с пуленепробиваемыми стеклами и 12,3-литровой прямой восьмеркой, темно-синий Type 51 с наддувом (на котором нам посчастливилось прокатиться на LINK), а также крошечный Type 56, электромобиль, который Этторе построил в 1931 году, чтобы ездить по заводу и преследовать своих рабочих. “Раньше он ездил на лошади, – говорит Галли, – но это было слишком шумно, и они могли слышать его приближение, и у них было время прекратить возиться”.

Оригинальный завод Bugatti, который находится всего в 1000 футов от Шато, сейчас принадлежит компании, производящей компоненты для авиационной промышленности. Но когда в конце 90-х годов VW приобрел эту марку, он построил на месте завода самое современное ателье. Клиенты могут заглянуть в безупречное, тихое, ярко освещенное помещение во время своего визита и понаблюдать за ходом работы над своими и другими автомобилями, принадлежащими олигархам. “Здесь ничего не производится, все только собирается”, – сказал Уоллес, проводя для нас экскурсию.

Кажется, что каждый компонент сделан из чего-то сверхкачественного и недостижимого, например, из финского стекла, австрийской бычьей шкуры или титана, напечатанного методом 3-D. Допуски при сборке настолько жесткие, что действия каждого рабочего контролируются инструментами с поддержкой Bluetooth. Настройки крутящего момента и имена пользователей загружаются в облако, так что если на скорости 250 миль в час у Bugatti сорвется подвеска выхлопной трубы, он будет знать, кого винить. “Когда клиенты приезжают, им разрешается поставить винт”, – говорит Уоллес. “Но как только они уходят, мы сразу же выкручиваем его обратно и устанавливаем как положено”.

Шато и его территория не всегда были такими прекрасными. Когда нацисты вторглись во Францию в 1940 году, регион Эльзас пал одним из первых. Замок и завод Bugatti были оккупированы немцами, и на территории завода производились комплектующие для военных нужд. “Нацисты уничтожили много машин на запчасти, на боеприпасы”, – говорит Галли.

Семья Бугатти бежала в Париж. Но, по словам Галли, поскольку Этторе Бугатти так и не отказался от итальянского гражданства, а его завод попал в руки немцев, после войны он был привлечен к ответственности как пособник стран Оси. Была ли в этом какая-то правда, мы не можем утверждать, но после многих лет судебных тяжб он был в конце концов оправдан. Он умер почти сразу после этого.

Наследники Бугатти пытались разрабатывать автомобили в послевоенное время, но их усилия сошли на нет, и в 1957 году компания обанкротилась. Ее печальные останки были приобретены компанией Hispano Suiza, но и она вскоре прекратила свое существование.

После того как шато вышло из частной собственности, и никто не платил налоги и не содержал его, собственность вернулась к местному муниципалитету. “Оно принадлежало деревне и было полностью заброшено”, – говорит Галли. “В нем жили бездомные”. Когда компания VW приобрела бренд Bugatti и купила замок, в нем не было даже пола. После капитального ремонта он был доведен до современного уровня, но район нельзя назвать эксклюзивным. Сразу за воротами расположен Макдональдс.

Недавно хорватская компания Rimac, создающая электрические суперкары, приобрела контрольный пакет акций Bugatti и строит завод и современный кампус для объединенной марки Bugatti-Rimac за пределами Загреба. По совпадению, на территории этого комплекса находится замок, который сейчас переоборудуется в центр обслуживания клиентов, созданный по оригинальной концепции Этторе и современной концепции бренда.

Перед тем как закончить разговор, мы спросили Галли, переедет ли его коллекция и эта деятельность в Хорватию, чтобы присоединиться к работе ее новых хозяев, работающих на батарейках. Его лицо исказилось, как у героя мультфильма, который только что выпил литр лимонного сока. “Bugatti находится в Мольсхайме”, – сказал он. “Bugatti всегда будет в Мольсхайме”.

от Automan