Не волнуйтесь, в конце следующего десятилетия вы по-прежнему сможете ездить на своем газовом автомобиле в Калифорнии; вы просто не сможете купить там новый автомобиль, если он не является моделью с нулевым уровнем выбросов.
Это новое правило – смелый шаг, но оно соответствует усилиям, которые Совет по воздушным ресурсам штата предпринимает для очистки воздуха с конца 1960-х годов.
Автопроизводители отреагировали на эти ограничительные правила во всем мире, и у них было время подготовиться к введению подобных правил в США.
Сегодня Калифорнийский совет по воздушным ресурсам проголосовал за то, чтобы разрешить продажу новых легковых автомобилей, грузовиков и внедорожников в Калифорнии только в том случае, если они имеют нулевой уровень выбросов выхлопных газов, начиная с 2035 года. Принятие предложения Advanced Clean Cars II (ACCII) означает, что через дюжину лет в штате не будет продаваться ни один новый автомобиль с газовым двигателем и ни один новый дизель.

Это очень важный шаг, и на самом деле это лишь последний шаг в долгом процессе. Штат медленно и неуклонно двигался в сторону увеличения использования автомобилей с нулевым уровнем выбросов (ZEV) с момента создания Совета по воздушным ресурсам (CARB) в 1967 году. Калифорния была лидером в стране по переходу на более чистые автомобили, подталкивая автопроизводителей к созданию более экономичных газовых автомобилей, затем гибридов, затем подключаемых гибридов (PHEV), а затем, в последнее десятилетие, все больше и больше автомобилей с нулевым уровнем выбросов, включая полностью электрические и водородные модели. В прошлом году ZEV и PHEV составили 16% всех новых автомобилей, проданных в штате, что больше, чем в любом другом штате страны. Штат Вашингтон опережает Калифорнию в разработке аналогичного законодательства, но это один из штатов, который намерен последовать примеру Калифорнии и принять правила CARB по ZEV.


Справедливо будет сказать, что сегодняшнее правило является самым радикальным изменением CARB за всю его 55-летнюю историю. Точные детали правила еще не утверждены, но полный запрет на продажу новых газовых и дизельных автомобилей – это нечто совершенно иное для США. Остаются вопросы о том, как будут относиться к PHEV после 2035 года и как отреагируют штаты, которые согласились следовать ZEV-правилам CARB. CARB также должен будет представить свои новые правила в Агентство по охране окружающей среды для утверждения.

Несмотря на большой шаг, который представляет собой ACCII, правила основаны на реальности. Во-первых, в 2035 году и в последующие годы на дорогах Калифорнии будет по-прежнему много автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе. Если не появится аналогичное федеральное правило (не задерживайте дыхание), любой человек сможет купить бензиновый автомобиль в другом штате и зарегистрировать его в калифорнийском департаменте транспорта. Газовые и дизельные автомобили по-прежнему можно будет перепродавать в Калифорнии как подержанные. Очевидно, что на них также можно будет ездить в штате. В FAQ CARB о новых правилах реалистично говорится, что потребуется “много лет”, чтобы фактически убрать все газовые автомобили с дорог.


CARB и Advanced Clean Cars II не идеальны, но у Совета есть опыт успешной работы. Без прошлых правил CARB мы бы не получили гибриды, водородные автомобили и электромобили, которые мы имеем сегодня. Возможно, у нас не было бы Tesla или Ford F-150 Lightning, Nissan Leaf или таких стартапов, как Rivian и Lucid. Скорее всего, мы бы не назвали Hyundai Ioniq 5 нашим EV года 2022. Возможно, у нас даже не было бы награды “EV года”.

Американские покупатели автомобилей могут выбрать любой из этих EV, отчасти потому, что CARB потратил десятилетия на то, чтобы склонить отрасль к своей воле. Регулирование выбросов в Европе и Китае также стимулировало развитие EV, и промышленность отреагировала на все эти меры государственного давления, инвестируя миллиарды долларов в проектирование новых моделей EV, разработку более совершенных батарей и создание растущего числа производственных мощностей для выпуска всех этих автомобилей. Сейчас, когда все эти механизмы находятся в движении, CARB снова расширяет границы возможного. Разумно, что CARB не создало это правило в 2010 году, когда на рынке появился первый массовый EV, и не объявило сегодня, что ZEV будут единственным вариантом на дилерских площадках, начиная с 2025 года. Вместо этого, предоставив автопроизводителям достаточно времени для того, чтобы все уладить, CARB теперь говорит им, что у них есть еще десятилетие с лишним для завершения перехода на электромобили (по крайней мере, в Калифорнии). Шаг CARB сильный, но небезосновательный.


Некоторые автопроизводители уже выразили свое одобрение. Ford “гордится нашим партнерством с Калифорнией в деле ужесточения стандартов выбросов автомобилей”, – сказал главный директор по устойчивому развитию автопроизводителя Боб Холикросс в заявлении, в котором новые правила были названы “знаковым стандартом, который определит чистоту транспорта и станет примером для Соединенных Штатов”.

Есть еще Toyota, которая никогда не была активным сторонником аккумуляторных автомобилей. Автопроизводитель представил свою первую настоящую полностью электрическую модель, bZ4x, в этом году и уже работает над вторым поколением Mirai, работающего на водороде. На этой неделе, возможно, в связи с этим, Toyota объявила, что признает право CARB устанавливать свои собственные стандарты выбросов. Автопроизводитель боролся с CARB в течение многих лет, но теперь отказался от этой юридической проблемы. На этой неделе Toyota написала в Твиттере, что она разделяет “видение целей сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) и углеродной нейтральности с Калифорнийским советом по воздушным ресурсам (CARB) и штатом Калифорния”. Надпись на стене с нулевым уровнем выбросов. Вперед.

от Automan